Речь — [28 ноября] 2013 г.

«Хоры не должны биться...»

Череповецкий камерный хор ВОСКРЕСЕНИЕ
Собравшиеся в зале услышали три хора и разные манеры исполнения, богатые краски звучания голосов, особые у каждого коллектива. Фото: Максим Калиниченко

В Череповце прошел уникальный концерт благодаря проекту «Хоровое братство».

В минувшую субботу в Училище искусств состоялся необычный концерт, в котором на сцене выступили поочередно сразу три хора: из Череповца, Троицка (Новая Москва) и Вологды. Но никаких модных телешоу вроде «Битвы хоров» это не подразумевало.

Новый проект, своеобразный «хоровой экспресс», состоялся благодаря дружеским связям руководителей хоров: заслуженного артиста РФ Сергея Зуева, доцента Российской академии музыки им. Гнесиных Алексея Малого, Ирины Ерахнович и композитора Михаила Гоголина, — а потому и назывался «Хоровое братство». Такие многосоставные концерты в нашем городе большая редкость. Напомним, что когда-то, двадцать лет назад, по инициативе Сергея Зуева прошел хоровой фестиваль музыки С. В. ахманинова, где тоже выступили три хора — два из Петрозаводска и наш, тогда еще совсем юный хор «Воскресение»...

С тех пор прошло много времени, и поводом для нынешней встречи трех хоров стал юбилей Алексея Малого, которому 8 ноября исполнилось 50 лет. Но покой юбиляру только снится; для него смысл жизни — активное творчество, и потому в Вологодской области Троицкий хор успел дать по концерту в Вологде и Череповце, а в воскресенье, 24 ноября, уже выступил в Санкт-Петербурге.

«Хоровая механика» — молодежный хор Вологодского государственного технического университета — уже известна в Череповце, а с Троицким камерным хором череповчане познакомились впервые. Сама история города Троицка очень необычна. Когда-то градообразующим предприятием была там суконная (камвольная) фабрика — старейшее предприятие, не потерявшее своего влияния на жизнь города и теперь. Современный Троицк имеет статус наукограда. Его градообразующие организации осуществляют научные исследования и прикладные разработки в сфере ядерной физики и ядерной энергетики, сверхпроводимости, солнечно-земной физики, оптики, технологий производства сверхтвердых материалов, лазерных технологий. В 60 — 70-е годы ХХ века вокруг Москвы возникло много таких небольших городов, где рождались выдающиеся открытия в фундаментальной науке. В них сложился особый стиль жизни и высокий интеллектуальный и художественный потенциал. Вот почему считающийся самодеятельным коллективом Камерный хор Троицкого городского центра культуры и творчества демонстрирует высокую культуру пения, осваивает сложные произведения хоровой музыки и существует 35 лет. В хоре поют люди разных профессий: педагоги музыкальных школ, ученые, программисты. Алексей Викторович Малый руководит эти коллективом уже больше 10 лет. Троицкий хор активно концертирует по нашей стране и за рубежом, записывает хоровую музыку на диски, он удостоен звания народного коллектива. В Череповце Троицкий хор исполнил много произведений современных вологодских композиторов — Михаила Гоголина (хоры из циклов «На стихи русских композиторов», «СТРОФЫ», «Idillio») и Елены Хорошиной («На дорогу» из цикла «Русские народные заговоры»). Следует отметить яркость этой музыки и хороший контакт со слушателем. Познакомили московские гости череповчан и с духовной хоровой музыкой петербуржца Владислава Панченко, чьи произведения неоднократно исполнялись в нашем городе (и даже под руководством автора), а также с произведением хорватского композитора А. Симика «Богородице, Дево, радуйся» (солистка Екатерина Симонова).

Открывавший первое отделение концерта череповецкий хор «Воскресение» построил свою программу на резких контрастах сюжетов, стилей и манер звучания: после философического хора Г. Свиридова на стихи С. Есенина «Табун» последовала авангардная «Фуга» Б. Тищенко на китайские народные стихи «Снег холодный нестерпимо жесток...», ее сменил кокетливо-незатейливый (одни «ля-ля-ля») «Старинный танец» Г. Свиридова. А дальше пошли озорные номера с элементами «хоровой хореографии» на музыку Гаврилина, Мурова, Сивухина, Гончарова.

Самый юный участник «Хорового братства» — вологодская «Хоровая механика» — показала стремление молодежи к современным ритмам и звучаниям и вместе с тем генетическую память о традиционной народной культуре, проявившуюся в хоре «Авсень» Михаила Гоголина. Собравшиеся в зале услышали три хора и разные манеры исполнения, богатые краски звучания голосов, особые у каждого коллектива. Не случайно московский гость Алексей Малый отметил: «Хоры не должны биться — они должны петь! И пока поет молодежь — есть надежда на будущее России!»

Ольга Владимирова