Речь — [30 ноября] 2012 г.

Хор и оркестр отмечают юбилеи

Валентина Голубева
Валентина Голубева на вечере к 25-летию оркестра отложит палочку в сторону и расскажет о его истории и сегодняшнем дне. Фото из архива.
Череповецкий камерный хор ВОСКРЕСЕНИЕ
На юбилейном концерте Сергей Зуев уступит место у дирижерского пульта хора «Воскресение» пяти коллегам. Фото: vk.com.

В декабре главные проводники серьезной музыки на череповецкой сцене, хор «Воскресение» и городской симфонический оркестр, дадут праздничные концерты

Юбилейные вечера пройдут с интервалом в две недели — 7 декабря в училище искусств 20-летие отметит хор, а 22 декабря на сцене Дома музыки и кино поздравления с 25-летием будет принимать оркестр. Друг друга, само собой, тоже поздравят.

За годы существования оба коллектива прошли огонь и воду, преодолели не один кризис и перемену исторических реалий, объездили множество городов и стран, завоевали награды и лестные отзывы публики. Но, пожалуй, главная их заслуга в том, что череповчане, даже ярые поклонники поп-музыки, все же не зовут Шуберта Шульбертом, а Шостаковича Штоштаковичем (исковерканные фамилии классиков взяты из монолога Аркадия Райкина).

О юбилейном концерте

— Праздничный концерт начнем с серьезных произведений Танеева и Калинникова, но на всем протяжении вечера будем разбавлять чем-то более веселым и музыкальными поздравлениями от гостей, конечно, — рассказал «Речи» руководитель камерного хора «Воскресение» Сергей Зуев.

Завершить концерт хор планирует совсем уж весело и неожиданно: джазовыми шлягерами под аккомпанемент череповецкого коллектива «Jazzed souls». На сцену один за другим будут выходить дирижеры из Санкт-Петербурга, Вологды и Череповца. В общей сложности Сергей Зуев уступит место за дирижерским пультом пять раз.

Симфонический оркестр отметит свое 25-летие 22 декабря на сцене Дома музыки и кино.

— Мы отмечаем не 25 лет оркестру, а 25 лет нашему содружеству, — говорит дирижер Валентина Голубева. — В последние сто лет в Череповце предпринимались неоднократные попытки создания симфонического оркестра, но дольше чем пять — семь лет оркестры у нас не жили. А мы существуем уже 25 лет, уже одним этим вошли в историю города. Мы поначалу хотели назвать праздничный концерт «Вместе — 25», но решили, что на афишах такое название будет непонятным.

Юбилейный вечер пройдет в виде гала-концерта. Специальных средств на празднование круглый даты оркестру не выделили — в городе и области финансовый кризис. А посему иной сцены, кроме сцены Дома музыки и кино, родной для коллектива, симфонисты не смогли арендовать.

— И мы решили обернуть минус в плюс, сделать ставку на домашнюю атмосферу и теплую встречу друзей, — говорит Валентина Голубева.

Музыкальных знаменитостей (вроде Николая Носкова, с которым оркестр выступал) и гостей издалека на концерте не будет. Вечер откроется рассказом Валентины Голубевой о том, как и чем живет коллектив сейчас. Часть публики услышат голос обычно молчаливого дирижера впервые. Экскурсы в историю будут перемежаться исполнением наиболее ярких произведений городского симфонического. Вместе с оркестром выступят солисты Филармонического собрания, певец Сергей Санкин, вокалистка Светлана Колесникова из Вологодской филармонии, юные таланты Череповца.

О коллективе

Дорогу длиной в четверть века вместе с оркестром и Валентиной Голубевой прошло большинство нынешнего состава. Несмотря на все исторические перипетии в стране и городе, текучка в городском симфоническом всегда была меньше, чем где бы то ни было. Сегодня численность коллектива варьируется в зависимости от исполняемой программы от сорока до сорока семи музыкантов. На небольших череповецких сценах состав может показаться гигантским, но по канонам классического симфонического оркестра полсотни музыкантов — это сильно урезанный вариант. «Я говорю своим музыкантам, что мы, возможно, самый маленький симфонический оркестрик в мире», — говорит Валентина Голубева.

— В конце 80-х и в 90-х годах оркестр был больше,— рассказывает дирижер. — С нами играло много студентов, в особенности струнники. Для них это был первый опыт работы в оркестре, и сегодня наши экс-коллеги работают в лучших оркестрах страны: в Мариинском театре, в оркестрах Петрозаводска, Саратова, Нижнего Новгорода и так далее.

Камерный хор «Воскресение» по пути из прошлого в настоящее потерял более трех четвертей коллектива. «Многие уехали из Череповца и из России», — говорит Сергей Зуев. Сегодня коллектив насчитывает 44 хориста; женщин в составе больше, чем мужчин. «Изначально хору дали 24 ставки, но в реальности певцов всегда было больше — в районе 40 — 50 человек», — говорит Сергей Геннадьевич. В середине нулевых хор «Воскресение» выступал по всей Европе, совершив несколько гастрольных поездок. В последние годы коллектив ведет оседлый образ жизни — нет финансирования поездок.

О публике

По мнению Сергея Зуева, с годами череповецкая публика все меньше желает слушать и все больше тянется к визуальному. А борьбу с красочными шоу выиграть непросто.

— На классические концерты люди сейчас не ломятся, — констатирует он. — Это при том, что мы все реже поем сложные хоровые произведения и все больше развлекаем. Раньше каждая программа была событием, ее обсуждали, сейчас премьеры проходят незаметно.

У дирижера симфонического оркестра Валентины Голубевой на этот счет иное мнение. — С публикой за четверть века произошли разительные перемены, — считает дирижер симфонического оркестра. — Чисто внешний момент. Лет 20 назад человек, идущий по городу с футляром, в котором переносят музыкальные инструменты, рождал странную реакцию. Одни нанинали отпускать шуточки на тему «ты чего, автомат несешь?», другие проявляли агрессию. Сейчас в автобусах и на улицах на людей с футлярами смотрят с уважением.

По словам Валентины Голубевой, работа симфонического оркестра и других творческих коллективов с детьми (концерты в детских садах, школах и так далее) дает свои плоды. В городе выросло поколение относительно молодых людей, готовых воспринимать академическую музыку.

— Знаете, этот испуг перед симфонической музыкой — он надуман, своеобразный плод самовнушения, — говорит Валентина Викторовна. — Практически после каждого концерта к нам подходят слушатели, пришедшие на концерт симфонической музыки впервые. У них такое неподдельное удивление на лицах: «Ух ты, оказывается это так интересно и доступно не только избранным».

Сергей Виноградов
Пишите на е-mail sy.vinogradov@izdom.ru