Речь — [04 октября] 2012 г.

В Череповце прозвучали произведения Сергея Слонимского

Новую программу из произведений Сергея Слонимского создали два известных в Вологодской области коллектива: Губернаторский оркестр русских народных инструментов Галины Перевозниковой и камерный хор «Воскресение» Сергея Зуева.

Среди солистов были всемирно известные музыканты-исполнители на народных инструментах из Москвы народный артист России Михаил Горобцов (домра-альт) и лауреат международных конкурсов Андрей Горбачев (балалайка), певицы из Санкт-Петербурга заслуженная артистка России Елена Яскунова и студентка 5-го курса СанктПетербургской консерватории, лауреат международных конкурсов Анна Бондарь.

Сергей Геннадьевич Зуев
Побывав на концерте Губернаторского оркестра в Санкт— Петербурге, Сергей Слонимский дал согласие на включение своих произведений в репертуар коллектива. Фото: http://i13fastpic.ru.

12 августа исполнилось 80 лет Сергею Михайловичу Слонимскому — петербургскому композитору, пианисту, музыковеду, профессору Санкт-Петербургской консерватории. Его имя, может, и неизвестно рядовому любителю музыки, но, наверное, многие видели фильм «Республика ШКИД» и помнят жалобные песни беспризорников, сочиненные им. Слонимский работает во всех существующих музыкальных жанрах: он автор фортепианных произведений, опер, симфоний, концертов... Еще в годы учебы в Ленинградской консерватории у Галины Перевозниковой после знакомства в конце 60-х годов с музыкой оперы «Виринея» появилась мысль о переложении ее для народного оркестра. Но осуществилось сотрудничество со Слонимским несколько лет назад. Галина Ивановна отправила композитору записи современной музыки в исполнении Губернаторского оркестра, он был на концерте коллектива в Санкт-Петербурге и дал согласие на включение своих произведений в его репертуар. Надо отметить, что Слонимский никогда не писал для народного оркестра, и поэтому с его разрешения Михаилом Горобцовым были сделаны переложения симфонических партитур.

Сергей Зуев и камерный хор «Воскресение» в рекордно короткие сроки, за один месяц, сумели выучить сложную хоровую партитуру ораториальной сюиты «Виринея», посвященной событиям революции и Гражданской войны. Помимо необычного музыкального языка, сочетающего русские народные песни, плачи, городскую романсовую лирику, церковные молитвы, современные звучания, в хоре много солистов, которые в идеале должны быть оперными певцами, а не простыми хористами. Тем не менее Светлана Петрушенко, Надежда Быкова, Игорь Ламов, Карен Аветисян справились c поставленными задачами. Игорю Ламову пришлось даже петь в «народной манере» — мягко скользя со звука на звук.

Елена Яскунова пела партию Виринеи уже много раз, именно она около десяти лет назад участвовала в первой записи этой ораториальной сюиты, которая получила высокую оценку музыкальной общественности. Анна Бондарь в нашем городе впервые спела партию Аксиньи. Теперь она мечтает включить в свой репертуар романсы Слонимского. Концерты для альтовой домры и для балалайки были написаны Слонимским по заказам исполнителей (Михаила Горобцова и Андрея Горбачева), которые сумели заинтересовать петербургского мастера нераскрытыми возможностями народных инструментов, соперничающих теперь по техническим возможностям с классическими скрипками и виолончелями. До этого Слонимский был только автором «Праздничной музыки» для балалайки и ложек (1975 год), которая стала очень популярна и впервые прозвучала в нашем городе (соло на ложках — заслуженный артист России Аркадий Питиримов).

Юных череповчан, наверное, заинтересовала музыка концертной сюиты для балалайки по мотивам русской народной сказки «Царевна-лягушка», где зримо предстают образы сказочных персонажей. В целом зрители тепло приняли выступление музыкантов, сложность музыки их не отпугнула, потому что Слонимский говорит со своими слушателями на естественном музыкальном языке, который понятен всем.

Ольга Владимирова