Наш регион 35 — [24 ноября] 2004 г.

Сергей Зуев: «Гаврилина мы исполняем давно»

Сергей Геннадьевич Зуев

Череповецкому хору «Воскресение» немногим больше десяти лет. В репертуаре произведения разных стран и эпох: хоровые миниатюры, обработки народных песен, кантанты, мессы, оперы, вокально-симфоические поэмы.

«Воскресение» — непременный участник всех крупных мероприятий; будь то Гаврилинский фестиваль или фестиваль духовной музыки в Кириллове. День города или «Белозеро»...

Случаются в жизни коллектива и гастролм. Правда, пока только за границу — во Францию, Бельгию, Люксембург

— Мне надоело, — говорит художественный руководитель «Воскресения» Сергей Зуев, — платить деньги за то, что работаю. Недавно нас пригласили на Международный фестиваль в Белгород. За билеты (в хоре 50 человек), гостиницу и питание надо заплатить больше 200 тысяч рублей. А за границей все по-честному. Оплачиваем дорогу и бензин. На гостиницу и питание зарабатываем во время поездки. Причем не только работаем, но еще и мир смотрим, и программу обкатываем.

— А почему ваш хор носит название «Воскресение»?

— Воскресение — это надежда на возрождение отчесетвенной культуры и ее певческих традиций, большие пласты духовной муыки, исполняемой коллективом, и наконец, выходной. Праздник , который стремится создать на соем концерте камерный хор.

— Вы выступаете в основном за границей. Почему?

— На гастроли по России нет денег

— А как вы нашли друг друга: камерный хор «Воскресение» и французкий импресарио Лионель Дебо?

— Несколько лет назад руководитель Русского национального театра Евгений Максимов привел ко мне своего импресарио. Мы показали, что могли. Лионель спросил: «А что зто за папки у вас в руках?» — «С нотами». — «А без них можете петь?» — «Можем». — «А зрелищную программу — потопать, похлопать — можете подготовить?» — «Конечно». — «А чем ваш коллетив отличается от других хоров?» — «Наверное, тем, что мы самые дешевые». — «Что ж давайте по-пробуем. Я приеду в Череповец в январе»

Он действительно приехал. Послушал нас еще раз и предложил выпустить компакт-диск. И, не веря самим себе, в конце января мы поехали в первую гастрольную поездку во Францию. А недавно вернулись уже из пятой. На гастролях были целый месяц. За три года удалось выступить в 66 городах. Поем практически без нот Работаем в жанре хорового театра. Ищем интересную подачу.

Череповецкий камерный хор ВОСКРЕСЕНИЕ

Принимают очень тепло. Был такой случай. Хор дважды выступил «на бис». Все переоделись, но зрители не расходятся, аплодируют. Пришлось снова переодеваться и выходить на сцену. Причем выступали не только в маленьких городах перед эмигрантами, но и в крупных — Лионе, Марселе, Лилле, Страсбурге, Версале, Бордо, Париже. Кстати, в Париже тоже несколько раз «на бис» вызывали, хотя в зале было много приезжих из Японии, Америки, ЮАР.

— Чем вы объясняете такой успех?

— Петь как мы, кроме болгар и итальянцев, на Западе не могут. У них другой менталитет. Допустим, мы спели «Венули ветры» Шостаковича и ушли. Публика обалдела. Там же все помешаны на технике, а у нас — душа. Может быть, потому, что русскому человеку столько страдать приходится...

Помню, были во Франции. Напряженный график гастролей, постоянные переезды. Приезжаем в какой-то город часов в пять вечера. Голодные. Просим Лионеля быстренько организовать обед. Он недоумевает: «Почему быстренько? За шторой — свадьба. Люди с 12 часов сидят». Я интересуюсь: «А почему нет музыки, песен?» И слышу в ответ: «Танцевать они поедут через час. А сейчас кушают и разговаривают друг с другом».

Первое время я не мог понять, как с таким складом ума они смогли построить свободное общество? Обедают с 12 до половины второго. Ужинают с половины седьмого до восьми. В другое время вас просто нигде не накормят. Все закрыто.

— Ваш хор был дипломантом XV Международного конкурса в Пардубице (Чехия), лауреатом конкурса академических хоров «Поющая Россия». Что дают коллективу подобные соревнования?

— Возможность увидеть результаты своей работы» сравнить себя с другими, позаимствовать лучшее. В 98-м году мы впервые выехали в Европу, В Чехию. Ситуация там оказалась очень непростой. Соревновались не хоры, а культуры. Американцам смотрели в рот, и еще до выступления зрители были готовы отдать им приз зрительских симпатий.

С легкой руки Юрия Павловича Клаза, моего наставника и педагога по Петрозаводской консерватории, за один день мы поменяли фестивальную программу. Исполнили «Зорю бьют» Свиридова, «Незнакомку» Фалика, Гаврилина и были удостоены почетного звания «Дипломанты» (4-е место).

После Чехии окрылились. Подготовили хорошую программу и поехали на «Поющую Россию». Там получили вторую премию.

— Череповец — город, в котором нет ни музыкального театра, ни консерватории. Где вы находите исполнителей?

— Выращиваем в стенах музыкального училища и лучших отбираем в хор. Но и тут без проблем не обходится. Ребята уезжают в консерваторию и обратно не возвращаются.

Правда, в последнее время наступил перелом. Люди поехали в Череповец — выпускники консерваторий и музыкально-педагогического факультета Вологодского университета, певицы из Ленинградского музыкального театра. Так что в этом году был даже огромный конкурс в женскую группу.

— Мы встретились в разгар Гаврилимского фестиваля. У меня создалось впечатление, что хор постоянно обращается к творчеству композитора.

— Исполнять Гаврилина мы стали очень давно. Правда, если бы не Виктор Александрович Шевцов, я вряд ли бы посмел целиком взять «Перезвоны». Очень уж страшно было браться. Тем не менее год назад в училище состоялась премьера. Затем «Перезвоны» мы повторили на Международном конкурсе «Кубок Севера».

Я обязательно постараюсь качественно записать диск с этим произведением и сделать хороший дизайн компакта.

28 января в Вологду мы привозили «Скоморохов». Когда я увидел партитуру, был потрясен. Как можно было в год 50-летия СССР написать такую антисоветскую музыку! «Скоморохов», музыку для симфонического оркестра, хора, солистов и балета, мы подготовили за две недели.

В нынешний приезд на суд вологжан мы предоставили в своем исполнении «Русскую тетрадь», фрагменты из вокального цикла «Вечерок», «Военные письма» и популярные песни композитора.

Нина АВДЮШКИНА