Речь — [11 февраля] 2004 г.

Гаврилинские премьеры

В минувшее воскресенье в зале училища искусств с успехом прозвучала программа «Гаврилин и его современники» в исполнении Череповецкого симфонического оркестра Валентины Голубевой и камерного хора «Воскресение» Сергея Зуева.

Эти коллективы активно пропагандируют музыку Валерия Гаврилина, пять лет со дня кончины которого отмечается в этом году. 31 октября, в преддверии Дней города, впервые в исполнении камерного хора «Воскресение» и солистов прозвучала симфония-действо «Перезвоны» (по прочтении В. Шукшина) и вот теперь — оратория-действо «Скоморохи» и фрагменты из балета «Женитьба Бальзаминова». Наши музыканты удачно выступили с этими произведениями в Вологде, где с 28 по 30 января проводились памятные дни Валерия Гаврилина.

Проект симфонического оркестра «Гаврилин и его современники» знакомит слушателей с музыкой русских композиторов нашего времени, посвященной теме Родины. Вместе с музыкой Гаврилина прозвучали произведения молодого петербургского композитора Владислава Панченко «Русская охота», «Ветер осенний», вокально-симфоническая поэма «Странник». Этот композитор, выступления которого были в Череповце, рассказывая в своей музыке о русской истории и реалиях нашего времени, пытается найти позитивные начала в нашей непростой жизни.

В произведениях Валерия Гаврилина отразились его мысли о России и ее судьбах. Во фрагментах из балета «Женитьба Бальзаминова» он с юмором показывает образ русской купеческо-мещанской московской жизни с ее уютным самодовольством, маленькими радостями и мыенькими идеалами и мечтами. «Скоморохи», которые были закончены Гаврилиным еще в 1978 году, поразили стихийной силой текстов (народных и поэта Коростылева), особой точкой зрения на важные события русской истории. Судьба этого произведения была трудной. В нем столь остро затронуты проблемы бытия народа и власти на протяжении русской истории, что исполнение их в советский период стало невозможным. Необычен исполнительский состав оратории-действа «Скоморохи»: мужской хор, солисты (Владимир Болдырев и Евгения Иванычева} и оркестр, в котором соседствуют симфонические инструменты, народные (домры, балалайки), много ударных и синтезатор. Скоморошество — своеобразная личина русского народа, выразившая крайнюю степень его отчаяния, когда нет веры ни во что и осмеяние, глумление над всем и вся становится единственной формой существования. Осмеяны цари Николаи — первый и второй; государственная машина, производящая законы, по которым никто не живет; осмеяны и те, кто пытался изменить существующий строй, — декабристы! Не глумятся скоморохи только над родной матерью-природой пытаясь у нее найти ответ на главный русский вопрос — как жить? Композитор не находит для себя этого ответа в произведении и заканчивает его гулом толпы, который истошно пытается заглушить «строгий» колокольчик...