Российская Музыкальная Газета — [№3] 2003 г.

И песням нет конца...

Россию называют песенным краем. «Душа поет!» — говорят в народе и всюду, даже в самом маленьком городке или селении звучат песни. Давние певческие традиции есть и в Череповце, городе на Северо-Западе России. Старожилы сохранили воспоминания о подвижниках хорового пения в советский период ХХ века. Петербурженка Наталья Петровна Астахова в двадцатые годы руководила хором в Педтехникуме. В пятидесятых появилось Череповецкое отделение хорового общества, которое создали Евгений Анатольевич Колесников и Вера Борисовна Цивьян. Долгие годы хоровую жизнь Череповца определяла Академическая городская капелла Анатолия Алексеевича Разживина, ее создателя и бессменного руководителя. Он был инженер по образованию, но, беззаветно любя пение и хоровое искусство, с помощью самообразования достиг больших успехов на дирижерском и вокальном поприще. Его школой были традиции пения в семье и в церкви, а также встречи и занятия с известным петербургским композитором и хормейстером Александром Андреевичем Архангельским. Среди Череповчан немало семей, чья жизнь была неразрывно связана с пением в капелле, одном из самых известных самодеятельных коллективов Вологодской области, удостоенном в 60-е годы почетных дипломов, званий «народного» и «академического», занесенного в буклет Выставки достижений народного хозяйства СССР.

Неутомимая энергия Татьяны Владимировны Бахиной, воспитанницы Петербургской консерватории, помогала ей создавать в Череповце и хоры, и вокальные студии, и фортепианные классы в детских музыкальных школах. Более 30 лет руководила Череповецкой городской капеллой мальчиков Татьяна Владимировна Кобрина. В начале 90-х годов многое разрушилось, но многое вопреки всему и зародилось. Череповец, благодаря музыкантам-энтузиастам, мощному экономическому потенциалу, заинтересованности тогдашнего руководства города в развитии культуры и социальной сферы, создал ряд муниципальных творческих коллективов, которые теперь и составляют основу филармонической жизни города и области. Один из них — череповецкий Камерный хор «Воскресение», созданный в 1992 году Сергеем Геннадьевичем Зуевым и за 10 лет напряженной работы сумевший превратиться в профессиональный коллектив, о котором заговорили нс только в России, но и в зарубежных странах.

С 1988 года Сергей Геннадьевич начал преподавать на дирижерско-хоровом отделении Череповецкого музыкального училища. Сразу же он стал активно работать со многими городскими и районными хорами, руководил студенческим хором училища, который уже в мае 1993 года стал лауреатом конкурса «Поющая Россия» в Вологде, а в ноябре — в Петрозаводске. Кипучая энергия молодого дирижера требовала выхода, и вот в сентябре 1992 года Зуев создал молодежный камерный хор из студентов, преподавателей, выпускников Училища искусств и любителей пения, котрый стал в 1995 году самостоятельным муниципальным учреждением культуры.

С тех пор ни одно значимое событие в культурной жизни города не обходится без участия Камерного хора. Его пение звучит на торжественных годовщинах, государственных праздниках, в Дни Города, на юбилеях предприятий и выдающихся людей, на благотворительных концертах и презентациях. Сложились крепкие творческие связи с Череповецким музейным объединением, Городским филармоническим собранием, ДК «Аммофос», оркестровыми коллективами Череповца.

Сергей Зуев выступил инициатором проведения в Череповце первого хорового фестиваля «Рождественские вечера» (декабрь 1995-го) в Училище искусств имени В.В.Верещагина, на котором вместе с Городским камерным хором выступили Камерный хор Карелии (Петрозаводск, художественный руководитель Ю.Л.Клаз), Хор студентов Петрозаводской консерватории (художественный руководитель У Ген Ир) и камерный состав Городского симфонического оркестра (руководитель В. В. Голубева).

С 1996 года репертуар хора пополнился сценами из опер Чайковского («Иоланта», солисты — Н. Грушичева, А. Чертова, Св. Резанович, И. 3уева) и Верди («Аида», солисты И. Бебнева и Н. Вострухин). В этом же году хор впервые принял участие в программе Молодежного оркестра русских народных музыкальных инструментов ДК ОАО «Северсталь» (руководитель Г. Хинский) «Шлягеры столетий. От Баха до Леннона», где прозвучали негритянские спиричуэлс.

В филармоническом сезоне 1997/98 Городской камерный хор совместно с Губернаторским оркестром русских народных инструментов Г. Перевозниковой исполнил «Курские песни» Свиридова, Маленькую кантату из оперы «Не только любовь» Щедрина и «Три русские песни» Рахманинова. Следующим крупным шагом в освоении рахманиновского наследия стала концертная версия оперы «Алеко», прозвучавшая на фестивале «Рахманиновские вечера» в сопровождении Городского симфонического оркестра и чтеца (начальник управления культуры Череповца Л. В. Лавров).

В июне 1998 года Муниципальный камерный хор впервые выехал за границу для участия в 15-м Международном конкурсе академических хоров в чешском городе Пардубице. Строгое конкурсное жюри удостоило певцов звания дипломантов. Это была первая победа Камерного хора за границей.

Как вспоминал потом С. Зуев, большим шоком для него и хористов стало противоборство на конкурсе двух вокальных культур — академической, идущей от традиций итальянского бельканто, и авангардно— экспериментальной. Череповецкий Камерный хор, не зная этой ситуации, привез русскую хоровую классику и старался убедить жюри и слушателей в ценности своей певческой ориентации. Опыт, приобретенный на конкурсе, заставил задуматься о возможных направлениях творческих поисков, об обновлении репертуара, манеры исполнения, поведения хора на сцене...

В мае 1999 года хор выступил в Москве на конкурсе «Поющая Россия» и стал обладателем II премии. В этом же году, в концертах, посвященных 200-летию со дня рождения Пушкина, Камерный хор в сопровождении Губернаторского оркестра русских народных инструментов впервые осуществил постановку сцен из оперы «Евгений Онегин» Чайковского в Вологодской области.

Новой страницей в жизни коллектива стало участие в 2000 году в Рождественской литургии, проведенной в храме Рождества Христова в Череповце. Это стало серьезным экзаменом на выдержку и профессионализм и в какой-то мере «возвращением долгов» русской духовной музыке, взрастившей светскую хоровую культуру.

Крупными событиями этого же года стали исполнения на фестивале «Отечески пенаты», посвященном поэту К. Батюшкову, кантаты «Александр Невский» Прокофьева с Губернаторским оркестром русских народных инструментов и «Половецких плясок» из оперы «Князь Игорь» Бородина с череповецким Городским симфоническим оркестром.

В 2000 и в 2001 годах хор выступал на I и II фестивалях памяти Валерия Гаврилина (Череповец, Вологда), исполнив фрагменты из симфонии-действа «Перезвоны» и вокально— симфоническую поэму «Военные письма».

2001 год стал этапным в жизни коллектива. Были записаны два CD, запечатлевшие две серьезные работы: «Реквием» Моцарта совместно с Городским симфоническим оркестром и программа «Музыка для всех», в которой пение сочетается со сценическим движением.

Знакомство хора с импресарио Лионелем Дебо открыло возможности организации зарубежных концертных поездок хора. К настоящему времени состоялись два больших турне по Франции, имевшие успех у зрителей 27-ми городов (ноябрь-декабрь 2001 года и май-июнь 2002 года). Здесь хористы воочию убедились в притягательной силе русского исполнительского искусства. В Париже хор два раза вызывали на «бис»!

17 мая 2002 года, накануне второго зарубежного турне, в программе «Свиридов и его современники» состоялся дебют в Череповце Владислава Панченко, петербургского композитора, который известен широкой публике как автор музыки к сериалам «Убойная сила», «Улица разбитых фонарей», «Операция «С Новым годом!» Прозвучали его небольшие симфонические произведения и кантата для симфонического оркестра, хора и меццо-сопрано «Странник» в исполнении Камерного хора и Городского симфонического оркестра под управлением автора.

...В апреле 2001 года у Камерного хора появилось название — «Воскресение». Оно символизирует и надежду на возрождение певческих традиций отечественной культуры, и большие пласты духовной музыки, исполняемой коллективом, и, наконец, воскресенье как выходной — ощущение праздника, который стремится создать для слушателей этот хор.

Ольга Владимирова (Череповец)