Череповец музыкальный — [февраль] 2002 г.

Камерный хор покорил сердца французских зрителей

В декабре вернулся из гастрольной поездки по Франции Камерный хор Воскресение Сергея Зуева Теперь, когда все впечатления улеглись, своими воспоминаниями делится зам директора хора ЛЮДМИЛА ГОПКИНА

Череповецкий камерный хор ВОСКРЕСЕНИЕ

Двадцать три дня продолжались наши гастроли, во время которых мы пересекли Францию с юга на север. Выступления проходили в небольших живописных городках: Сен-Валье, Дигуен, Бержерак, Периге, Кастр. Самый крупный из них — Дюнкерк, портовый город на севере Франции (190 тыс. жителей). Здесь, стоя на пустынном пляже (зима все-таки), мы впервые в жизни вдохнули полной грудью свежий воздух Атлантического океана.

Во время гастролей мы узнали страну изнутри, Францию провинциальную, как наша вологодская глубинка, и эта Франция нам показалась очень привлекательной. Стало очевидным, что наши менталитеты несравнимы. У французов — основательность и стабильность во всем жизненном укладе. А чего стоит наша привычка бесконечно менять названия городов, улиц? А во Франции любая деревушка, которую описал еще Гюго, существует и поныне под тем же названием. Французы — истинные эстеты, сохранившие все свои лучшие традиции: великолепную садовую культуру, ухоженность зданий, чистоту и уют.

В основном наши концерты проходили в старинных католических соборах с потрясающей акустикой. Всем выступлениям сопутствовал большой успех, восторженные аплодисменты и повторения на «бис». Открытием для французов стал мелодический дар Валерия Гаврилина. Поэтический материал «Перезвонов», сотканный из бытовых интонаций, сочного образного слова, — весь этот голос народной жизни был интуитивно понят французским зрителем. С неподдельным интересом они слушали грустно-озорные частушки, зарисовки посиделок, лиричные картины вечерней природы. А после концертов спрашивали не раз, что же такое «ти-ри-ри»?

Прошедшие гастроли заставили нас задуматься о том, как велик интерес западного слушателя к русской музыке и какую ответственную миссию мы выполняем, представляя Россию за рубежом. И, может, недостаточно оценен здесь, в родном городе, дирижёрский талант Сергея Зуева, способного одинаково ярко работать и с русской музыкой, и зарубежной, бережно нести духовные песнопения, легко переключаться с одного стиля на другой. Такая всеядность доступна не каждому дирижеру; многие ограничивают себя определёнными рамками.

Французский импресарио Лионель Дебо, организовавший гастроли, сообщил нам, что все отзывы в газетах превосходны, отмечена уникальность коллектива, зрелищность, высокий профессионализм; замечены даже красота и высокий рост наших девушек, и всё чаще хор называют хоровым театром.

Самый популярный вопрос, который задают артистам по приезде: «Вы были в Париже?». «Да, — с гордостью говорим мы и скромно замечаем — правда, поздно вечером и... проездом». Но этот ночной Париж, огромный мегаполис (9,4 млн жителей), потряс нас своим великолепием. Удалось увидеть издали «железную леди» — светящуюся Эйфелеву башню. Будет ли у артистов «утро в Париже» — покажет время. Но уже поступило новое предложение от Л. Дебо на следующую гастрольную поездку во Францию, Германию и Испанию.