Голос Череповца — [28 ноября] 2001 г.

Хоровой театр штурмует Европу

Городской камерный хор «Воскресение» под руководством Сергея Зуева отправился на двадцатидневные гастроли по городам Франции и Бельгии. «Воскресение» расчитвает провести в Европе 10 концертов, на которых будут продаваться CD-диски с записями хора. По словам продюсера Лионеля Дебо, который организовал эту поездку, творчество череповецкого коллектива уникально и обещает быть очень интересным для западного слушателя: ничего подобного в Европе он никогда не слышал. Перед самым отъездом наш корреспондент встретился с дирижером «Воскресения» Сергеем ЗУЕВЫМ:

Череповецкий камерный хор ВОСКРЕСЕНИЕ

— Насколько мне известно, до знакомства с Лионелем Дебо ваш хор не практиковал какое-либо сценическое движение во время выступлений. Именно продюсер в какой-то мере подтолкнул вас к созданию хорового театра.

— Впервые Дебо побывал, на нашей репетиции 26 ноября прошлого года. Ему очень понравилось то, чем мы занимаемся, он отметил, что в «воскресении» поют молодые, симпатичные люди. Поют с душой, видно, что дело, которым они занимаются, доставляет им большое удовольствие. «Но почему они не двигаются? — спросил меня Лионель. — Это, было бы намного лучше». А на прощание предложил пэкспериментировать в этом направлении: «Вполне возхможно было бы устроить вам гастроли по странам Европы». И хор подготовил насеолько игровых произведений Валерия Гаврилина из симфонии-действа «Перезвоны»: «Посиделки с выходом», «Ти-ри-ри» уже с движениями. В новом качестве мы успешно выступили на ежегодном фестивале памяти Гаврилина в Вологде.

— Именно Лионель Дебо, насколько мне известно, и предложил «Воскресению» записать собственный комакат-диск, который можно было бы продавать на предполагаемых гастролях?

— Наличие собственного CD-диска было главным условием того, что он устраивает нам гастроли. Я ответил, что это входит в наши планы и заложено в денежную смету управления по делам культуры. Через некоторое время на музыкальной студии училища Искусств мы начали запись и... столкнулись с трудностями. Записывать хор у нас в городе никто не умеет: нет опыта да и подходящей аппаратуры. Пришлось мне вызывать своего друга, звукооператора Игоря Лосева из Санкт-Петербурга. Там у него популярная частная студня, где с удовольствием записываются не только русские, но и итальянские, и американские хористы. И он здесь, в Череповце, профессионально записал нам компакт, куда вошли произведения русских и зарубежных композиторов 19-20 веков. В мае хор записал еще один компакт-диск — концерт «Реквиема» Моцарта.

— Вы предоставляете Лионелю Дебо свои компакты, а он, в свою очередь?..

— Оплачивает проживание в отелях, двухразовое питание и передвижение на автобусе по Франции и Бельгии. Он смотрит на мир здравым взглядом бизнесмена и прекрасно понимает, что на хоровом искусстве денег не заработать. «Но давайте попробуем! — все равно говорит он. — Хор «Воскресение» — оригинальный коллектив, быть мржет он придется по душе меломанам.» Продажа компакт-диска на концертах хоть как-то позволит окупить поездку.

— В связи с событиями 11 сентября в США часть концертов была отменена?

— Первоначально мы договорились на 22 концерта в Испании, Андорре, Франции и Бельгии. К середине сентября отпали Испания и Андорра.

— Не секрет, что именно а Западной Европе и Америке достаточно миого людей, любящих и умеющих петь. Хоровое искусство там хорошо развито.

— Три года назад мы были на конкурсе в Чехии и имели возможность послушать и посмотреть огромное, количество хоров из десятков европейских стран.

— И?..

— Сейчас по-настоящему поют только в Италии, Венгрии и Болгарии. Все остальные практикуют облегченную либо инструментальную манеру пения. Это не академичский вокал. Нам будет что показать и чем удивить франузов и бельгийцев. В первом отделении мы исполняем духовную православную и русскую классическую музыку. Во втором — произведения Гаврилина и шуточные песни современных авторов, а также серию американских спиричуэлсов.

Помимо этого, в нашем репертуаре множество разнообразных произвдений, которые можно будет включать в программу в зависимости от реакции слушателей.

Виктор КОРАБЛЕВ