Курьер — [июль] 1998 г.

В Чехии в чести американцы, но и русские не лыком шиты!

«К» уже сообщал, что в конце июня Городской камерный хор Сергея Зуева принял участие в Международном фестивале-конкурсе академических хоров в Чехии, в г. Пардубице, и стал дипломантом. Своими впечатлениями о конкурсе делится с читателями Людмила Гопкина.

Череповецкий камерный хор ВОСКРЕСЕНИЕ

Получив приглашение на конкурс, артисты хора с трудом отыскали Пардубице на географической карте. И тем не менее этот небольшой, по нашим меркам, город (всего 100000 жителей) в пятнадцатый раз проводит музыкальный фестиваль, пригласив 17 хоровых коллективов из Польши, Словакии, Югославии, Эстонии, России и даже США.

Откровенно говоря, трудно представить такой размах для маленького городка: ведь и для Череповца было бы проблематично разместить с комфортом около пятисот человек и предоставить место для репетиций. А чехи это делают легко и непринужденно — есть чему поучиться.

Удивительно милым нам показался Пардубице, весь пропитанный ароматом истории. В Чехии он считается городом-заповедником, с большим количеством архитектурных памятников 15-16 вв. Он по-своему уникален — чистенький, уютный.

И хоровую музыку здесь по-настоящему любят. Доброжелательной была атмосфера фестиваля. Удивила бурная реакция жителей. Настоящим шквалом аплодисментов был встречен американский университетский хор из Канзаса (дирижер — профессор Х.Боутон), подтвердив тем, что приезд американцев — большая честь для города и престижа конкурса.

Нелегко пришлось нашему незакаленному конкурсной борьбой хору. Мы сразу поняли, что попали в рамки жесткой конкуренции: сюда приехали настоящие «зубры» — опытные коллективы, по 5-7 раз участвовавшие в подобных мероприятиях, знающие их конъюнктуру.

Особенным вниманием пользовались американские мюзиклы, спиричуэлс. И это удивило: ведь Америка всегда завидовала Европе — ее истории, культуре, а здесь такое преклонение перед гораздо менее духовной американской музыкой.

Почти каждый хор имел в репертуаре произведение, бьющее на эффект, способное чем-то «зацепить» зрителя. Ошеломляющий успех выпал на долю произведения под названием «Локомотив» (комп. Дзирма), исполненное польским хором. Его только гипотетически можно было назвать хоровой музыкой, на самом же деле артисты изображали движущийся поезд, паровоз, его пыхтенье, свисток. Но это было так свежо и эксцентрично, что С. Зуев не удержался и взял у них ноты.

Не исключено, что «паровозик» наберет скорость и на череповецкой сцене. Кстати, поляки получили приз зрительских симпатий и за оригинальность исполнения. А Гран-При и 1 место завоевал чешский хор. Были отмечены и американцы. Мы же стали дипломантами конкурса, что для первой попытки покорения музыкального олимпа совсем даже неплохо.

Удалось нам познакомиться и с достопримечательностями Чехии. Посмотрели Кунетицкий замок, костелы. Но самое сильное впечатление осталось от золотой Праги. Три часа мы бродили по узким улочкам старого города, где почти каждый дом — своеобразный музей. Прага никогда не перестраивалась (как Москва или Париж) — она только расширялась, превратившись в неповторимый по красоте огромный архитектурный ансамбль.

Но что такое три часа для пражских сокровищ?! Поэтому осталось щемящее чувство «недосмотренности», желание увидеть еще раз более основательно.

Немного подпортило впечатление о Чехии национальное блюдо — кнедлики (мучное, приторно-сладкое), которым чехи умудрялись кормить нас по два раза в день, упорно не замечая неначатых порций. Но эту «мелочь» мы успешно компенсировали превосходным чешским пивом, прихватив и домой изящные бутылочки для друзей.