Речь — [21 ноября] 1997 г.

Сергей Зуев: «Мы занимаемся музейным сохранением...»

Череповецкий камерный хор ВОСКРЕСЕНИЕ

Имя: Череповецкий камерный хор
Дата рождения: 1992 год
Руководитель: Сергей Зуев, выпускник Петрозаводской консерватории
В составе хора — 45 участников
Репертуар: русская духовная музыка, произведения русских, зарубежных классиков и современных композиторов.

...ЗУЕВ, как и любой энтузиаст своего дела, о хоре может рассказывать до бесконечности. О проблемах, о профессиональных тонкостях. Тем более — в этом году камерному хору исполняется пять лет. Первая серьезная дата в жизни любого коллектива.

— Сначала мы не знали, что именно будем отмечать: то ли сорокалетие капеллы, то ли собственное пятилетие. Потом решили: старые «капеллане» собираются в ДМШ № 1 и к нашему хору никакого отношения не имеют. О том, что они регулярно проводят вечера памяти Разживина, я узнал только в этом году: нас просто не считали нужным приглашать. Так что вопрос разрешился сам собой...

— Но многие продолжают полагать, что ваш хор «вырос» из городской капеллы Разживина...

— На самом деле все было иначе. В 1990 году вернулся домой Александр Герасимовский, который сразу предложил создать хор, где бы пели преподаватели музыкального училища и отдельные студенты. Была идея создания профессионального камерного хора в нашем городе. Но по целому ряду причин хор просуществовал только месяц.

— Как складывались ваши отношения с Еленой Кирьяновой, которая тогда руководила капеллой?

Сергей Геннадьевич Зуев

— Она целиком разделяла эту идею и сама пела в нашем хоре. Постоянного руководителя у нас не было, поскольку каждый мог им стать на время, предложив для работы свое произведение. Что касается капеллы, то я в ней пел. Мы вместе ездили в Псков на хоровой фестиваль в 1992 году. Елена Николаевна не скрывала, что собирается передать капеллу под мое руководство. Но идея создать городской профессиональный хор не покидала нас. Как раз после 35-летия капеллы мы с Кирьяновой сходили на прием к Лаврову и опять попросили о помощи...
Хору пообещали финансирование. Две тысячи — ставка рядового хориста, четыре тысячи получает руководитель. По тем временам — очень приличные для культуры деньги. Первый хормейстер Надежда Лепкина занималась набором девушек, Зуев пригласил певцов из музучилища. С сентября начались репетиции. Вот тут и пролегла глубокая трещина между бывшими «капелланами» и новым составом.

— Я никого не собирался отталкивать. Но из женщин-хористок капеллы не пришел никто. Мужчины появились, но большая часть со временем поняла, что профессиональные требования оказались чересчур сложными. Впрочем, Николай Вострухин и Владимир Пушменков поют до сих пор...
Финансировать новый коллектив стали только с ноября: выделили 24 ставки хористам, по одной — концертмейстеру и хормейстеру. 15 мая 1993 года впервые выступили на родной сцене, а 22 мая уже уехали в Вологду на фестиваль «Поющая Россия». Показали себя достойно, стали дипломантами. После этого никто не задавал вопросов, стоит ли дальше финансировать хор. Однако официального статуса коллектив не имел, еще целый год. В сентябре 1994-го он стал считаться городским камерным хором при детском музыкальном театре, а апрель 1995-го принес долгожданную самостоятельность. К тому времени у хора была подготовлена уже не одна концертная программа, прошли съемки на областном телевидении. А в декабре 1995-го по инициативе Зуева в Череповце был проведен первый хоровой фестиваль с участием коллективов из Петрозаводска. Неоценимую помощь в его организации оказали Ю. Мошкин и Л. Лавров, заботу которых хор ощущал всегда...

— Сейчас мы достигли того рубежа, на котором пора определяться: по какому пути двигаться дальше. Начали серьезно заниматься собственной «раскруткой». Уровень исполнительского мастерства позволяет выезжать на международные конкурсы. Хочется заявить о себе именно на конкурсе, а не на фестивале. Именитым хорам подобные проверки на профессионализм уже ни к чему, а новичкам нужно зарабатывать имя, получать международный сертификат. Для этого нам по-прежнему требуется поддержка властей...

— Мастерства и опыта достаточно, чтобы достойно представлять наш город на высоком уровне?

— Я считаю, что да: Вопрос, какой ценой все достается. Нам катастрофически не хватает музыкально подготовленных людей. С женским составом проблем не так много, а вот из мужчин половина не знает нот. Со средним музыкальным образованием дирижера хора — один человек, еще один окончил консерваторию по классу вокала. Поющие парни из училища искусств, как правило, поступили консерваторию, и обратно еще невернулись. Но я надеюсь...

— А энтузиасты находятся? нотной грамотой можно овладеть, голос — поставить...

— Дело в том, что у нас и поют энтузиасты — я имею в виду мужчин. Самая большая зарплата на уровне солиста областной филармонии — 212 тысяч минимальная — 101 тысяча. Да только плата проезда на репетиции отнимает 78 тысяч в месяц!..

— Так почему же раньше вся страна пела, и никто не требовал денег?

— Расцвет хоровой культуры у нас в стране пришелся на 60-70-е годы, когда практически каждая школа, каждый завод или контора имели свой хор, выезжали на фестивали и смотры. Были престиж, гастроли, концерты. Сейчас этого нет. Хоровое пение из самого массовоговида искусства превратилось в элитарное. Что будет дальше — никто не знает. Я всегда говорю, что мы занимаемся музейным сохранением высоких хоровых традиций.

— Вы расстались с ДК «Аммофос» Каково живется в Камерном театре?

— Трудно живется. Фактически репетиции полного состава проходят в полупроходном зале Камерного театра. В соседнем помещении находится мебельный салон. Мы начинаем репетицию раньше, чем они заканчивают работу. Нет никакой возможности проводить раздельные репетиции — а хоровая специфика этого требует. К тому же акустически очень трудно. Но я все равно благодарен директору театра Любови Братчиковой за то, что она нас приютила...

И все же камерный хор развивается В ближайшее время Зуев намерен осуществить два совместных проекта: Рахманиновском фестивале показать оперу «Алеко» в концертном исполнении с симфоническим оркестром и исполнить «Три русские песни» с коллективом Галины Перевозниковой. Идет разбор партий произведений вологодского композитора Гоголина, планируется исполнение фрагментов «Реквиема» Вологодчины. В Если все планы воплотятся в жизнь меломанам будет что послушать.
29 ноября хор дает свое первое большое шое выступление в этом сезоне программа обширная и интересная Рахманинов, Калинников, Танеев, Гаврилин.

Юлия ЛАВРУШИНА