Речь — [октябрь] 1994 г.

Новый хор родился на последнем концерте сезона

3а последние год-два в нашем городе создан ряд муниципальных Коллективов — оркестр русских народных инструментов, городской Симфоническии оркестр, городской муниципальный камерный xop. Одни из Hиx существовали давно, смена статуса незначительно повлияла на их Работу. Другие переживают сейчас период становления и обретения своего Творческого лица. Сегодняшняя встреча для наших читателей — с Руководителем городского камерного муниципального хора, аспирантом Петрозаводской консерватории С. Г. Зуевым...

— Сергей Геннадьевич, расскажите, как живет ваш хор в новых условиях?

— Мы работаем в городе уже третий сезон, пока у нас период становления коллектива. С марта этого года мы стали юридическим лицом, определились наш статус и финансирование. Сейчас все мы в стране переживаем трудный период перехода от чистого энтузиазма и бессребреничества к нормальным, принятым во всем мире условиям оплаты творческого труда в сфере искусства. Если раньше самодеятельность жила за счет энтузиастов, то сейчас везде делается ставка на профессиональные коллективы. Та небольшая плата, которую получают сейчас хористы, конечно, не может обеспечить все их запросы, но, с другой стороны, встречается среди певцов и потребительское отношение к хору: как платишь — так и пою. Это сейчас самое для всех нас трудное. С другой стороны, наш новый юридический статус дает возможность привлекать В будущем в штат хора хороших профессиональных певцов.

Мне, как жителю юга, уроженцу Таганрога, никак не удается привыкнуть к мысли о том, что Сервер — край пе поющий. Но это, к сожалению, так. Особенно трудно найти хорошие мужские голоса для хора. Сказывается и отсутствие в нашем училище искусств вокального отделения и просто высшего учебного заведения. Пока же многие из певцов, приходящие к нам на работу в хор, до конца не осознают всей ответственности работы в профессиональном коллективе.

Поэтому в перспективе я как руководитель хора буду делать ставку на музыкантов— профессионалов, имеющих . образование не ниже среднего специального. Мне не важно, какое отделение музыкального училища закончил человек, главное — какой он музыкант. Тем более что некоторые выпускники хорового отделения училища искусств получают квалификацию «артист хора», а распределение в городской муниципальный хор решило бы проблемы их трудоустройства.

— Как вы строите репертуар своего хора? Произведения каких композиторов вас больше привлекают?

— Сейчас среди хоровых коллективов повсеместно распространилась «мода» на русскую духовную музыку. Меня это совершенно не привлекает. И потом, чтобы петь такую музыку, надо многое иметь за душой.

В выборе репертуара меня привлекают произведения современных композиторов, а также русских конца XIX века... Мы поем хоры П. Хиндемита, Ф. Пуленка, С. Слонимского, M. Кажлаева, В. Рубина, В. Гаврилина. Хоровой репертуар огромен, но возможности хора пока ограничены. Поэтому я стараюсь сочетать масштабные хоры и миниатюры. В новом концертном сезоне мечтаю познакомить любителей хоровой музыки с необычным произведением — это «Реквием», приписываемый Моцарту, совершенно неизвестный широкому кругу слушателей. Это произведение требует хороших солистов с оперными голосами. Уже нашли двух певиц — это И. Бебнева, артистка Петербургского Малого оперного театра, и Н. Грушичева, артистка театра «Санкт-Петербургская опера». Нужно еще искать тенора и баса. Мечта моя — провести в городе хоровой фестиваль. Возможно, он будет в рамках концертных программ «Декабрьских вечеров». Можно было бы исполнить произведения Моцарта и Шуберта с городским симфоническим оркестром, пригласить Камерный хор Ю.Клаза из Петрозаводска, устроить совместный концерт.

— Ваш идеял хора?

— Для меня — этo хор солирующих певцов, небольшой по составу, мобильный, артистичный, подвижный. Это то, что в 60-е годы в нашей стране показал американский дирижер P.Шоу. Нечто подобное мы увидели и в Петрозаводске на конкурсе «Поющие голоса России», где заняли III место. Нас поразил своим мастерством лучший сейчас в России камерный хор Ю.Л.Клаза. Звучание егo лора вдохновило меня продолжить учебу в аспирантуре и совершенствовать свое исполнительское мастерство.

Наш хор делает пока первые шаги. Окончательное «рождение» коллектива, я считаю, произошло на последнем концерте сезона — 26 мая 1995 года. Тогда мы «выдали» большую, сложную полуторачасвоую программу, которая получила выскую оценку преподавателей-хоровиков Петрозаводской консерватории. Наш хор — молодой по возрасту участников, состав часто меняется, поэтому мне хотелось бы, что бы к нам в хор приходили работать все, кто любит петь. Надеюсь так-же привлечь внимание к нашему хору профессионалов с «умными голосами», истинных любителей хоровой музыки.

Беседовала O. ВЛАДИМИРОВА, музыковед.